?

Log in

No account? Create an account
5555

romanenko


Белгородский обозреватель.

Дмитрий Романенко.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Святитель Иоасаф Белгородский.
5555
romanenko
Напомню, что среди читателей моего блога есть сотрудник кафедры документоведения БелГу, который в свободное от работы время увлекается церковной историей Белгорода и окрестностей. 13 ноября Павел прислал в адрес моей личной почты (dmitry@romanenko.ru) информацию о прославляемом на Белгородчине Святителе Иоасафе (1705 - 1754). Среди присланных материалов: фотографии с места вскрытия мощей Святителя Иоасафа 1920 года (спустя 166 лет после смерти!) и соответствующий этому действию акт.

На сегодняшний день я так окончательно и не решил для себя имею ли я право на публикацию этих материалов в сети и своём дневнике конкретно, но постараюсь это сделать как можно более, на мой взгляд, корректно.

В своём письме Павел Субботин дал небольшой комментарий по общей теме. Публикую эту информацию в качестве основы всей записи.

"Высылаю Вам две фотографии вскрытых мощей Святителя Иоасафа. Также высылаю перефотографированный акт вскрытия. На фото видно, что святитель лежит на столах внутри Свято-Троицкого собора. У его изголовья стоят протоиерей (или иеромонах) и конвойный с винтовкой. Шапка конвойного снята и висит рядом. Святитель голый, без облачений. Облачения лежат рядом. Подробности вскрытия и что было потом можно прочесть в трех местах - в высылаемом акте, в книге по истории епархии (авторы - отец и сын Крупенковы и о. Олег Кобец) и в документах ГАРФ в Москве (лично держал в руках и перефотографировал на малопиксельный телефон).

Из протокола и самих фотографий видно, что мощи Святителя действительно сохранились, что они целые и т.д. Особо сомневающиеся могут пойти в Преображенский собор и лично посмотреть на оголенную руку Святителя. Кроме того, сохранились фотографии повторного облачения Святителя в одежды в год второго обретения мощей (1990-е гг). Одна из таких фотографий висит, если мне не изменяет память, на стене в интерьере приходского дома Преображенского собора. Наверное, где-то есть еще. Нигде я не встречал даже намека, что мощи Святителя Иоасафа какие-то ненастоящие и т.п. - даже среди большевистских документов. Большевики были идеологически зашорены, но не окончательно слепы. Тем более, что вскрытие мощей Святителя Иоасафа, вероятно, было не единственным - известно, что однажды в Собор ворвались гопствующие матросы и солдатня с криками и потребовали открыть раку. Епископ Никон (Пурлевский) лично достал тело Святителя Иоасафа (оно достаточно легкое в высохшем состоянии), поднял его над собой и показал его солдатам. И сказал что-то вроде: "Вот наш обман". Солдаты притихли и разошлись. Досужие сплетни и домыслы на этот счет потому и ошарашивают меня, что любой сомневающийся может лично пойти и посмотреть, плюс почитать протоколы и акты, плюс поглядеть фотографии (они опубликованы).
"

Под катом публикую ссылку на альбом с присланными фотографиями и актом. А также текст самого акта в удобном для чтения виде (т.к. перенабирал сам, возможны опечатки ... в крайнем случае смотрите оригинал по ссылке).

Ссылка на альбом с фотографиями: http://picasaweb.google.com/dm.romanenko/kkJuvC#

Текст из акта.

Акт вскрытия мощей Иоасафа Белгородского. Опубликовано в газете «Курская правда» от 4 декабря 1920 г.

1 декабря, согласно постановлению 5-го Белгородского уездного съезда Советов состоялось вскрытие мощей епископа Иоасафа Белгородского. Вскрытие производилось под руководством и наблюдением особо-выделенной комиссии, в которую вошли представители духовенства: от местного женского монастыря (прот. Влад.Сафронов), мужского монастыря (8 иеромонахов), Покровской церкви – свящ. Ал.Федюшин, Тихвин.церк.-П.Курдюмов, Успенско-Николаевского собора – Прот.И.Пестряков, Смоленской соборн.церкви-священ.Денисов, Владимирско-Сергиевск.церкви – священ. Дашков, Михайловской церкви – священник Н.Егоров и Петропаловской церкви – священ. Ковалевский. От школ 2-ой ступени вошли в комиссию шесть представителей; от уездкома Р.К.П.- т.т. Бондаренко, Некрасов, Вейсберг и Позолков; от Уисполкома – т.Костюков и Манойленции, женотдела Р.К.П., особого отдела, членов президиума 5-го уездного съезда Советов и врачи: Григорович, Соловьев, Авдеев. От Курского Губисполкома и Губкома Р.К.П. присутствовал т.Гроза, в качестве председателя комиссии.
В 12 часов 15 минут дня священосужители вынесли на середину церкви два стола, один покрыт парчей с бархатной подушкой. Прибыла комиссия, но стоявший караул из курсантов без разводящего отказался пропустить комиссию к раке (гробу). По прибытию разводящего, караул был снят. При опросе караула т.т. Грозой и Ломовских, курсанты ответили, что к ране никто не допускался.

Процесс вскрытия.

В 12 часов 39 минут открывают раку сами священнослужители, снимают покрывала, вынимают из большого гроба маленький гроб и несут вместе с мощами на середину церкви, на стол. По снятии покрывала обнаруживается фигура в саркофаге, в амофоре и митре с пагагией и крестом. Лицо закрыто шелковой материей с изображением шестиконечного креста. Труп лежит на спине со сложенными на животе руками. Кисти рук в белых рукавичках (верхних) и малиновых (нижних). При снятии рукавичек обнаруживаются кисти рук, на коих правая-высохшая-желтокоричневого цвета, левая-грязножелтоватого цвета. Обе кисти с ярко выраженными сухожилиями на из тыловой поверхности. При попытке их развести, руки остаются окаменевшими. Ногти на пальцах сохранили свою форму, но цвет их такой же, как и сама кисть. Отвести руки от туловища не удаётся, т.к. они находятся в состоянии сильного высыхания. Снимаются два покрывала с лица, обнаруживается череп и лицо темно-коричнего цвета, с резко высохшими кожными покровами. Всё лицо изрыто, особенно на подбородке маленькими углублениями, напоминающими червоточины. Вместо глаз – два небольших углубления с остатками в верхней части век, ресниц и бровей нет. Подбородок покрыт сильно высохшей кожей, сложившейся в одну большую складку, идущую по краю нижних обоих челюстей. При давлении пальцем эта складка поддаётся. Рот закрыт, а губы источены и потеряли свою форму. В зияющих отверстиях рта виднеются плотно стиснутые зубы. На носу мягкие части затвердели и сильно сократились. Ноздрей не видно – остались только следы их. Левая ушная раковина высохла, от правой остались только следы в виде неправильной формы кожной складки. Череп покрыт короткими волосами, весьма редкими и легко выдергивающимися. На затылочной части черепа волосы почти отсутствуют. Голова совершенно неподвижна и слегка приподнята – к подушке не прикасается. При постукивании по черепу получается звук пустоты.

Извлечение мощей из гроба.

Склелет был вынут из гроба и положен на сто, покрытый парчей. При помощи ножниц снимается облачение, мофор, в которых обнаруживается маленький образок с изображением Иоасафа и Владимирской Божией матери, бумажки, мелкие деньги, николаевский марки, донский и керенские кредитки. На левой стороне груди была положена «воздушка» синего цвета квадратной формы. При снятии Епитрахили, слышится сильный неприятный, затлый запах, что служители церкви старались опровергнуть. По снятии облачения труп оказывается в длиной белой рубахе, при чем на внутренней поверхности левого рукава рубахи, а также на спине оказывается сор в виде пыли и отдельных разной величины курков, напоминающих грязь. В области правого локтя-прилипшие к высохшим кожным покровам остатки какой-то пеньковой ткани (по заявлению самих служителей – это остатки прежней рубашки, в которой Иоасаф погребен). На шее обнаруживается кожные складки, наполненные порошком, по видимому, от высохшей кожи. Кожные покровы груди, верхних конечностей, живота, нижних конечностей и спины – в глубоких высохших складках. Очертаний мышц под высохшей кожей совершенно не видно. Живо слегка впалый, кожные покровы грязно-серо-жёлтого цвета. Ступни ног грязно-коричневого цвета.

Анатомирование мощей.

При разрезе наружного покрова высохшей кожи, извлекаются остатки мышц на подобие пеньки. На кожных покровах спины и обоих ягодиц-засохшие и истлевшие складки, превращающиеся в пыль при дотрагивании пальцем. При вскрытии брюшной полости, слышен специфически-удушливый, затхлый запах. Обе стопы ног сохранили свою форму, кожа высохла, она грязно-бурового цвета. Ногти при обрели общий оттенок. На обеих кистях рук углубления в форме напоминающей червоточину, и через них проникает насквозь между костями пинцет. Весь труп совершенно высохший и настолько легковесен, что поднимается одной рукой взрослого человека.
Труп находится в стадии мумификации (высыхания) и окаменения вследствие того, что при погребении был положен в сухую пористую песчаную почву, предотвращающую быстрое гниение. Труп был поднят на руки священнослужителями и показан всем присутствующим. Составленный протокол был подписан всеми членами комиссии. В гробу оказались различные церковные вещи, две 10 рублёвки, 30 руб.совет.кредит. При поднятии верхней крышки дна обнаружено много мусору, записки, кредитки разл.образцов на сумму 200 рублей, 1 руб.75 коп. серебрян.монетой, 3 коп.медных, 10 образков, 1 крестика, 2 англ.булавки, 1 пуговица от дамской кофточки, печатный список о здравии и список монахов и йеромонахов, две грязных свечки, горсть семечек-подсолнуха и шелухи от них и по углам гроба разный мусор.

Материал получен из Курского госархива сотрудником Белгородского музея. 5 августа 1964 г.


P.S. Из непонятного мне, как не посвященного в тему ... задам несколько обывательских вопросов:
- зачем в раке столько разных денежных купюр? и в принципе посторонних предметов?
- сохранность мощей представителей разных религиозных конфессий это довольно частое явление ... как Вы к этому относитесь?

P.P.S. Кстати сегодня, отчасти в тему этой записи, мне попалась передача Владимир Познера с Борисом Гребенщиковым. Если у вас свободное время (54 минуты) на просмотр упомянутой передачи, то очень рекомендую: http://vladimirpozner.ru/?p=5027.


Читайте мои записи здесь: Живой Журнал | ВКонтакте | Твиттер | Фейсбук | RSS. Пишите письма: dmitry@romanenko.ru

  • 1
(Анонимно)
По вопросам.

Мощам святых нетленными быть вовсе необязательно. Известно множество мощей тленных, от которых остались одни кости, но и эти вот кости тоже считаются мощами. Главное не тленность или нетленность, а, собственно, жизнь и личный пример святого. Состояние его тела после смерти не так важно на фоне состояния его и нашей души. Но если при всём прочим ещё и тело осталось нетленным, то это рассматривается как особый знак.

Обнаруженные в гробе (раке? ибо гроб и рака не одно и то же) деньги и записки - явление нормальное. Например, если зайти в Преображенский собор и посмотреть на висящую слева икону Николая Ратного, то она вся увешана крестиками, кольцами и монетками, подаренными ей ранее богомольцами. Когда прославляли Св. Иоасафа и был второй большой дневной (первый был ночью) крестный ход, то люди бросали деньги и платки на пути движения крестного хода. То есть, мы имеем дело с пожертвованием. Записки о здравии или с именами - тоже понятно. Относительно семечек ответ указан в самом акте - раку некоторое время охраняли красноармейцы. Не подозревая их в целом в желании как-то поглумиться, могу предположить, что всё-таки семечки у них нашлись. Кстати, лузгание семечек приобрело повальный характер именно после революции и один из мемуаристов отмечал даже, что вся Москва загажена шелухой.

Владимир Познер ненавидит Православие. Однажды он проговорился, что Православие - это самое плохое, что есть в России. И это не единственное его высказывание такого рода. После таких слов слушать его остальные рассуждения для меня лично потеряло смысл. Не думаю, что Познер является специалистом в чем-либо, кроме масс-медиа. А масс-медиа любят ажиотаж, страсть, крайности, истерики, заговоры и конфликты, что несовместимо с православным мировоззрением. Неудивительно, что Познер это лишь особо ярко подчеркнул.

Кстати, в гробу Св. Иоасафа должен был лежать орлец, положенный туда в 1911 г. будущим епископом Камчатским Нестором (Анисимовым). Этот орлец ему подарили православные алеуты (или кто там на Камчатке живет), а он подарил его Св. Иоасафу. Но по акту, смотрю, орлеца уже нет. Немного жаль. )

Павел

Про Познера я дал комментарий чуть ниже, повторяться не буду.

В целом мои вопросы в конце записи отдаляют нас от основной темы, но с точки зрения обывателя конечно интересно. Тему самой записи я даже как-то и не знаю куда развивать.. :(

Так вот по поводу крестиков, колец и монеток у иконы, то как я понимаю, это своеобразная форма пожертвования на храм, на переплавку для церковных изделий и т.п. Или я ошибаюсь?
По поводу странных предметов ... более всего меня удивила пуговица. Когда-то слышал страшную версию, что если в гроб положить предмет живого человека, то якобы носитель этого предмета очень быстро захворает. Не знаю на сколько это правда, но прочитав о пуговице сразу же вспомнилось. Да и логику бросать деньги в гроб священослужителя мне так и не понять. Что преследуют этим люди!? Чем они в этом случае помогают своей вере? Или кому пытаются передать деньги!? Всё равно не понятно.

Кстати ... не по теме, слышал версию что в центре Белгорода между храмами и в том числе администрацией области есть подземные туннели. Вы что-нибудь слышали об этом? Какого было их первоначальное предназначение? Сейчас используются? В них можно попасть?

Edited at 2010-11-23 09:05 (UTC)

(без темы) (Анонимно) Развернуть
Владимир Познер - человек, которого никак, при самом большом желании, нельзя заподозрить в объективности, а также в любви к России. Впрочем, его безусловное достоинство - в том, что своих взглядов он не скрывает.

В передаче меня заинтересовал не Познер как интервьюер, а Гребенщиков со своими ответами. В целом не являюсь поклонником ни одного, ни другого. Просто в передачи были вопросы по советскую власть и отношения к религии ... и на фоне этой записи мне было интересно смотреть ту передачу.

Способы мумификации человека известны очень давно, так что тленны они или нетленны это ни о чём не говорит.Египетским мумиям более 3 тысяч лет но выглядят они как будто люди недавно умерли. Тибетские монахи ещё при жизни готовили своё тело к мумификации, питаясь перед смертью кореньями и орехами, их мумии так же очень хорошо сохранились.

Отношусь к этому с безразличием, православная церковь выдаёт за святость то что непонятно простому обывателю или за проявления демонизма, в зависимости от обстоятельств. Вообще все эти вещи легко объясняются с помощью науки, но религиозные люди слепы и глухи к доводам учёных, они верят в то во что хотят верить.

"Наука - это указующий перст на Бога" (о.П.Флоренский)
"Материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях... Богом" (Александр Зиновьев)

наука - это понимание того что нас окружает. (я)

Если честно, у меня складывается ощущение, что в противовес современному глупо-неуёмному "оправославливанию" России опять начинает выступать некий "воинствующий атеизм", когда науку противопоставляют вере (причём, в его самых тупых формах): "Наши космонавты летали на небо, а бога там на облаке не встретили! Всё врут попы.", "Наши хирурги-кардиологи делали операцию на сердце, а души-то и не обнаружили! О-как!"



(спустя 166 лет после смерти!)
я бы не ставил восклицательного знака, Дмитрий. Поскольку изначально с.Иоасаф был похоронен в пещере, служившей местом паломничества верующих до 1911 года, а после торжественного открытия мощей, они находились в раке в храме.

Подобное вскрытие кощунственно, конечно, само по себе, но это не из могилы его в первый раз достали на белый свет.

Восклицательный знак выражает моё искреннее удивление.
На счёт правильности вскрытия ... не буду судить. А вообще мне кажется наиболее правильным гигиеничный способ погребения в виде кремирование.

Про научную мумификацию :)

Просто наткнулся сейчас на коротенький кусочек из воспоминания Анастасии Цветаевой (сестры Марины Цветаевой) о мощах св.Иоасафе: http://www.hesychasm.ru/canvas/anastasia.htm

Re: Про научную мумификацию :)

Интересная ссылка.
Василий, не знаю насколько корректный вопрос, но всё же .. Вы крещёный? верите в Бога?

Для меня что то такое может быть только в голове, я материалист.

  • 1