?

Log in

No account? Create an account
5555

romanenko


Белгородский обозреватель.

Дмитрий Романенко.


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Кострома. Этнографическая деревня в Белгородской области.
5555
romanenko
В августе 2013 года я уже рассказывал (http://romanenko.livejournal.com/141656.html) о довольно интересном парке «Ключи», находящемся в Прохоровском районе, сегодня же я покажу то, что таят в себе тематически подворья в этнографической деревне «Кострома» у реке Псёл.

1. Название парка «Ключи» народное. Закрепилось оно из-за многочисленных родников, вытекающих из-под мелового склона. В начале ХХ века на этом месте располагалась барская усадьба помещика Константина Альбертовича Питры, а в районе «Ключей» стояла водяная мельница. Родник «Ключи» - является одним из истоков реки Псёл. Сейчас это рекреация с облагороженным родником и купелью.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

2. «Кострому» позиционируют, как музей под открытым небом. На территории этнографической деревни представлен традиционный русский уклад жизни и быта крестьян конца 19 – начала 20 веков. Посетителям, заказавшим культурно-развлекательный тур, будет предложено ознакомление с семью тематическими подворьями. По традиции в каждом доме сложена русская печь. В обустройстве подворий и внутреннего убранства изб использовались предметы старины.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

3. Посетив подворье «Мир детства» можно поучаствовать в мастер-классе по созданию традиционной тряпичной куклы-оберега. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»).
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

4. К слову, надо отметить, что проведение подобных экскурсий и мастер-классов нужно согласовывать заранее. Заказать экскурсионное сопровождение или проведение культурно-развлекательного мероприятия можно напрямую по телефонам парка (47242) 2-26-27, 2-31-87 или через Белгородские туристические агентства.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

5. Стоимость экскурсии по территории этнографической деревни с заходом в домики и сопровождением экскурсовода обойдётся в 100 рублей с человека (при условии формирования группы из 10 человек), либо 350 рублей час за группы до 40 человек.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

6. Организация и проведение культурно-развлекательного мероприятия в парке регионального значения "Ключи" с максимальным набором услуг (подробная экскурсия, посещение семи подворий с мастер-классами и питанием/напитками в тематических избах) - 10 000 рублей.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

7. Для молодожёнов, к примеру, есть возможность организации и проведения традиционного русского свадебного обряда за 10 000 рублей.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

8. Следующее подворье «Рукоделье» отражает многообразие домотканых и вышитых рушников, скатертей, подзоров и половиков. Народные умелицы научат азам вышивки и ручного ткачества, раскроют тайны получения тончайшей шерстяной и льняной нити.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

9. Вышивка - один из самых древнейших видов русского декоративного искусства. Русские женщины издавна были искусными вышивальщицами. Они умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства того времени.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

10. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси содержат красивые мотивы и безупречны по технике исполнения узора.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

11. Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

12. Наша экскурсия была участником презентации мастера по ручной росписи матрёшек. Хотя матрёшка давно завоевала репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Для маленьких туристов существует возможность расписать свою «матрёну», а мы же довольствовались созерцанием изделия из 19 матрёшек, самая маленькая из которых была с горошину.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

13. Следующим подворьем, посещённым нами в этот приезд, было «Подворье традиционных русских напитков», которое раскрыло вкус и рецепт приготовления одного исконного русского «продукта» )))
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

14. Самогон – это исключительно русский крепкий напиток, делался из неочищенной речной, озерной или ключевой воды определенного вкуса и степени жесткости и из морозостойкой среднерусской ржи. Для закваски выращивались специальные коллекционные дрожжи. В XVIII веке для очистки стал использоваться березовый, липовый, буковый или дубовый уголь. Использовалось фильтрование через свежеиспеченный ржаной хлеб, очистка белком, молоком. Иногда – вымораживание в бочках. Лед, осевший на стенках бочонка, забирал в себя вредные примеси. Такая водка именовалась русской выморозкой.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

15. Для детских экскурсий в этом подворье рассказывают о квасе, который был каждодневным напитком, присутствовавшим постоянно в любом доме. Квас почитался почти священным напитком и обязательно присутствовал в многочисленных обрядах. Например, перед свадьбой в обряде мытья невесты в бане девушки лили на каменку квас с хмелем, остатки которого потом допивали. После венчания родители жениха встречали молодых хлебом и квасом (соль появилась значительно позже). Квас был также как оберег. При пожаре, вызванным молнией, считалось, что потушить его можно только молоком или квасом. И чтобы огонь такого пожара не шёл дальше, в пламя обязательно бросали обруч с квасной шайки.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

16. Подворье «Замка и ключа» проясняет суть профессии кузнеца, которая до сих пор остается весьма уважаемой. Кузнечное ремесло было широко распространено в древнерусских городах и деревнях. Городские кузницы отличались от деревенских большими размерами, наличием в них более сложных инструментов и технических приспособлений. Производилось все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: топоры, ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, винты (перекручиванием четырехгранных стержней), тяжелые лемехи.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

17. Подворье «Прохоровское ремесло» раскрывает секреты народно-художественного творчества в виде мастер-классов для туристов и уроков трудового обучения для школьников.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

18. Мастер ложкарного дела рассказывает секреты своего ремесла. В ходе экскурсии можно узнать, что у каждого человека вне зависимости от статуса и положения были свои нож и ложка. Вилок, собственно, тогда еще и в помине не было. Только чернь и юродивые не имели своих столовых приборов, а потому ели руками.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

19. Бояре же, священники разных санов, да люди, служившие при дворе, непременно носили на поясе в специальном мешочке либо на веревке привязанные нож и ложку. Бояре для ношения столовых приборов заказывали себе у кожевника специальные мешочки с гербовым знаком. Считалось высокой честью иметь подобный предмет, и само наличие такого атрибута говорило о высоком статусе хозяина. Священнослужители носили столовые приборы в холщовых мешках на поясе.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

20. Простой люд ложку и нож вешал на пояс на веревки. Для этого в столовых приборах специально высверливались дырки (вот, между прочим, откуда повелась традиция иметь вилки и ножи с дырками у основания, а не для вывешивания столовых приборов на стене).
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

21. Деревянная ложка была неотъемлемым атрибутом домашней утвари. Во-первых, деревянные ложки стоили дешево и были доступны широкому кругу населения. Во-вторых, ложку можно было выстрогать и самостоятельно из подручных средств. Основным же преимуществом этого деревянного прибора было то, что деревянная ложка, в отличие от металлической, не нагревалась и не обжигала губы. Особенно это ценилось в семьях с маленькими детьми.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

А на этом видео ложкарь из Прохоровского района Ракитянский Николай Михайлович вырезает, буквально за 5 минут, из голого бруска дерева почти готовую ложку.



22. За кадром моего фоторепортажа остались подворья «Хлебосолья» и «Традиционной русской кухни», хотя и в тех избах, о которых я написал, можно найти для себя ещё достаточно открытый. Приезжайте сюда семьями с детьми, большими кампаниями, проводите свои выходные дни с пользой для ума и здоровья.
этнодеревня, кострома, сельский туризм, прохоровка

P.S. Для подготовки записи были использованы материалы управления по развитию туризма, рекреационных зон и народных промыслов администрации Прохоровского района: http://prohtur.narod.ru



Подписывайтесь на facebook'e — DmRomanenko. Пишите электронные письма: dmitry@romanenko.ru


  • 1
Сергей, блины были с творогом .. вполне вкусные. Но за кадром осталось сало и солёные огурчики ... вот где прелесть )))

вот сало+огурцы+самогон - это суперреклама для зимы)

  • 1