5555

romanenko


Белгородский обозреватель.

Дмитрий Романенко.


Previous Entry Поделиться Next Entry
Пещера в Шмарном.
5555
romanenko
Ещё один выпуск телерадиокомпании "Мир Белогорья" (http://mirbelogorya.ru/) из проекта "Места знать надо" рассказывает о пещерном храме в селе Шмарное, обзор которого уже появлялся в моём журнале - http://romanenko.livejournal.com/156754.html



В лесу Старооскольского района у села Шмарное спрятана пещера. Родители страшными рассказами пугают детей, чтобы не совались туда. Но очутиться там непременно стоит.

Если решитесь отправиться на поиски этой пещеры, то вот небольшое напутствие. Из Белгорода движетесь на автомобиле в сторону Чернянки, затем сворачиваете на Старый Оскол, едете до указателя села Ивановка, поворачиваете с твёрдым намерением заехать в гости к Ивановцам, но проезжаете дальше до села Шмарное. Далее едете по улице Луговой пока не упрётесь в поле и высоковольтные линии электропередач, затем потихоньку по грунтовке до глубокой ямы. Там можно оставить машину и отправиться пешком, тем более что пещера уже рядом. Ориентируемся на правую сторону. Сначала вверх на холм уйдёт колея автомобильная, чуть дальше узкая меловая тропинка. Она теряется в лесу, но вы не теряйтесь … карабкайтесь на верх.

История теряется в догадках. Теперь уже точно никто и не скажет .. почему пещера появилась именно в этом селе и именно на этой горе. Всё что имеется сейчас, лишь предположения. Самая ранняя гипотеза принадлежит краеведу Николаю Белых. В 1939 году он обследовал пещеру и сделал вывод .. здесь она появилась за два-три столетия до основания Старого Оскола … значит в XII-XIII веке.

У самого входа есть табличка. Половина слов затёрта, но под просьбой «не сорить, ибо это Храм Божий»,… подпись священник Василий. С его слов: «Когда вы сами туда съездите, то увидите, что само место говорит о том, что там жили непростые люди».

Рассказывают, что раньше в пещеру могли попасть люди исключительно субтильного телосложения. Настолько проход был узким, что приходилось полсти по-пластунски. Однако, сейчас, конечно, всё адаптировали и достаточно просто пригнуться и ты в пещере. Внутри темно. Без фонаря почти вообще ничего не видно, поэтому будет лучше, если внутреннюю планировку будете знать заранее, до того как погрузитесь во мрак.

Девяносто четыре метра – протяженность пещеры со всеми коридорами и закоулками. Войдя слишком не разгоняйтесь … здесь всё компактно … и вы точно не заблудитесь … потому что негде. Направо длинный коридор, но он никуда не ведёт … тупики. Налево тоже коридор. Прямо посередине входы в небольшие комнаты … это кельи. А если двигаться прямо, то упрётесь в помещение с куполом на потолке. Это храм.

Сомнений в том, что это Храм Божий, у тех кто уже здесь бывал, нет.

Священник Василий, рассказывает: «Признаки той жизни, которая там велась … видны очень сильно. Здесь строгая жизнь велась, весьма. Потому что всё узенькое, кельи маленькие, проходы маленькие, низенькие. Комфорта никакого не наблюдается. Абсолютно. Это говорит о строгой жизни монахов, которые там жили. Потому что, только строгий монашеский образ жизни предполагает воединение».

Келья в пещере – очень маленькая. Здесь есть место, чтобы развернуться … какие-то ниши, несколько штук, и православный крест вырезанный на меловой стене.

Одной из легенд, подарила жизнь, местная жительница. Якобы, когда-то ей рассказали родители, а им, возможно, их родители, что в этот подземный монастырь монахи уходили, чтобы навсегда забыть о мирской суете и полностью посвятить себя служению Богу. Они обрекали себя на вечное одиночество, чтобы однажды заслужить Его прощение. В беспрерывной молитве, отрешать от всего мирского с трепетом ждали будущего рая, а плата за него .. невероятно тяжёлая жизнь.

«Часто достаточно хлеба и немножечко воды. И Бог видит великий труд и великий подвиг монаха, соответственно Он будет хранить его тело после смерти. Из-за величия его подвига ради самого Бога», - рассказывает священник.

Другая легенда объясняет причину почему в лесной глуши ни с того ни с чего вдруг появилась пещера. Времена мол были неспокойные … войны, набеги .. вот и пришлось людям скрываться. Отец Василий, раньше он был настоятелем местной церкви, присматривая за пещерой уверен, что это был скит. Здесь монахи истово молились и полностью отрекались от мирской жизни. «Пещеры люди копали не просто, чтобы укрыться от войны, а чтобы найти одиночество с Богом, чтобы никто не мешал человеку».

На первый взгляд наличие в пещере второго, параллельного коридора кажется бессмысленным. Однако, мы помним, что это было за место... монастырь. И какие люди здесь жили … а значит он идеально подходит для крестного хода. Постепенно коридор становится просторнее, темнота уже не сковывает движение. Если верить карте, то это дорога к Храму. У самого входа в Храм надпись ... с характерной буквой «ять» на конце: «Дом мой. Дом молитвы. Дом отца моего». Это слова Иисуса, из Евангелие от Матфея, когда он прогонял из Храма торговцев.

«В пещере есть явные очертания храма. Храм большой. Есть красивый свод. Колонны отделяющие иконостас и алтарь от центральной части. В алтаре есть ниша для кадило. И это само собой говорит, что это несомненно был храм». Когда отец Василий был настоятелем местного Храма, то каждое воскресное утро после службы вместе с приходом они отправлялись в пещеру и тогда всё пространство внутри снова заполняли звуки молитвы. И по словам отца Василия эти звуки .. казались здесь естественными и необходимыми. Проникающими сквозь века. Сейчас здесь такое бывает редко.

Туристы утверждают, что внутри пещеры нужно говорить шепотом … будто бы потолок может обвалиться. «Ничего не порушится. Мы там молебны пели. И не тихо. Там всё крепкое». Сложно поверить, что мел настолько крепок и пластичен .. и похоже он, как и бумага стерпит всё.

Вполне возможно, что духовная жизнь в этих пещерах несколько раз возрождалась и угасала. В своей книге «Частичка родины» краевед Николай Белых предполагает, что в Старом Осколе во второй половине XVIII века было сильно движение раскольников. Ближайшие монастыри его не поддержали, а Шмарнинский пошёл против системы и остался на стороне старообрядцев. За что собственно и был разрёшен Московскими войсками, а затем возрождён спустя два века. Но по крайней мере нам неизвестно в промежутке между этими двумя датами никаких свидетельство о его существовании.
Существует версия и альтернативная, но имеет ли она исторический смысл … непонятно. В 1850 году крестьянин из близлежащего хутора Долгая Поляна Владимир Васильевич Костерев выкопал в мелу пещеру, организовал здесь церковь, украсил иконами и справлял службу. Местные припоминают, что службы в пещерном храме велись даже в начале XIX века.
Вообще в пещере три входа. Один из них парадный, остальные два завалены. Местные живут легендами, что какой-то из них до Киева доведёт.

«Кто бы не были люди создавшие этот пещерный Храм … старообрядцы или православные служители. И те и другие ради Бога этот труд совершили». Отец Василий уверен … год рыли, не меньше, такое под силу, если только вера крепка. Он же считает, что пещеру нужно срочно привести в порядок. Всё вокруг – тоже. Возить сюда экскурсии, рассказывать о старом, пещерном монастыре. И о людях … кто бы они ни были.



Подписывайтесь на facebook'e — DmRomanenko. Пишите электронные письма: dmitry@romanenko.ru

Записи из этого журнала по тегу «Белгородчина - Старооскольский район»


  • 1
Скоро во всех этих местах станет гораздо грязнее)

:-) вполне вероятно, согласен.

Часто бывает, что о некоторых местах и писать не хочется ... зная культуру нашего "туриста".

Побывал недавно в Ваших местах и сам стал, можно сказать, "белгородским обозревателем": http://ankol1.livejournal.com/82691.html
А сейчас,видимо, неслучайно нашел Ваш журнал. Журнал - замечательный!

Судя по вашему ЖЖ ... вы прям основательно прошлись по области ))) и вообще довольно часто путешествуете. Добавил подписку в rss-reader.

И спасибо за добрые слова моему журналу ^_^

Чтобы "основательно" пройтись, наверное, и жизни не хватит... А так - да, путешествовать мы любим. По Белгородской области не раз "проходился".

По какому поводу путешествуете? Для души, глаз и просвещения? Или нечто иное?
Кстати, как ваше имя (мне удобней по нему обращаться)?

Путешествую именно с познавательно-эстетическими целями. Зовут меня Андрей.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account